Пятница, 03.05.2024, 08:26
Приветствую Вас, Гость
Информатизация
Современное состояние общества характеризуется кардинальными изменениями в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вызванными быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это проникновение ИКТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией.
Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.
Информатизация привела к возникновению «общества глобальной компетентности», характерными особенностями которого являются:
· объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;
· ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
· объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;
· в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
· в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три век
а.
Выделим несколько основных направлений информатизации образования:

Информатизация как техническое оснащение.
Для данного направления информатизация образования – это процесс оснащения учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным ИКТ всем участникам образовательного процесса: учащимся, педагогам, и родителям.
Минимальное типовое пространство образовательного учреждения (ОУ) должно включать следующие цифровые зоны

Зона предметного изучения ИКТ (компьютерный класс). Первая зона представляет собой учебную аудиторию, состоящую из 13 – 15 компьютеров и сервера, интегрированных в локальную сеть ОУ. Она необходима для проведения учебных занятий и внеклассной работы учащихся и педагогов.
Зона информационных технологий обучения. Учебная аудитория, в которой должны присутствовать: современный компьютер, подключенный к локальной сети школы и имеющий доступ к глобальным информационным ресурсам, мультимедийный проектор, подключаемый к компьютеру. В данной аудитории можно проводить уроки по различным предметам с использованием ИКТ, не загружая компьютерный класс.
Административная зона. Эта зона предназначена для эффективного использования ИКТ в управленческой деятельности. У каждого сотрудника администрации автоматизированное рабочее место (АРМ) укомплектовано компьютером, средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять оперативное управление, использовать в работе общую базу данных и выводить любые формы отчетности.
Информационно-коммуникативная зона. Эта зона охватывает:
· Медиатеку. Медиатека это библиотека электронных учебных изданий, методических материалов учителей, творческих работ учащихся ОУ. Выделение в самостоятельное структурное подразделение позволит проводить занятия кружков, факультативов, творческих лабораторий.
· Учительскую. Учительская оснащена как минимум одним компьютером, позволяющим получать оперативную управленческую информацию и осуществлять ввод первичных данных.
· Информационный терминал. Одно или несколько компьютерных мест в специальном кабинете для родителей. На компьютеры выводится информация по школе в целом и по ученикам, обеспечивается возможность заочных консультаций с учителями и администрацией школы.
Все эти компоненты должны быть объединены в локальную компьютерную сеть ОУ, и иметь возможность обмена данными с глобальными компьютерными сетями.

Информатизация как создание единого информационного образовательного пространства.
В данном случае информатизация образования – это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения для всех участников образовательных процессов равных возможностей:
· в доступе к образовательной информации;
· в получении образовательных услуг.
Пути создания условий единого информационного пространства:
· обеспечение информационной целостности и совместимости всех данных;
· обеспечение совместимости с современным программным обеспечением;
· создание единого информационного пространства в каждом образовательном учреждении путем объединения персональных компьютеров в локальную сеть.
Под информационным пространством ОУ понимают специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.
Единое информационное пространство ОУ выполняет несколько функций.
Информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных, содержащей учебный план, сведения об учениках, сведения об учителях, расписание, электронный журнал, разнообразные отчеты и другие аспекты учебно-воспитательного процесса.
Образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе цифровых учебных курсов, представленных на CD, в Интернете, экранных наглядных материалов, курсов собственной разработки.
Коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения, электронной почты, электронной доски объявлений и др.

Школьный сайт как средство построения информационного образовательного пространства
Сайт школы является важным звеном информационного пространства ОУ.
Web-сайт – группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками.
Web-страница документ во «Всемирной паутине», содержащий:
· форматированный текст;
· мультимедийные объекты (графику, звук, видеоклипы);
· ссылки на другие Web-страницы или другие ресурсы сети Интернет;
· активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.

Определим, основные цели школьного сайта.
1. Сайт как координационная точка внутришкольного взаимодействия. В этом случае сайт будет обслуживать внутренние потребности ОУ, и его структура и информационное наполнение будут отличаться от сайта, размещенного во всемирной сети. Содержание сайта в большей степени будет интересно участникам образовательного процесса только данной школы. Появляется возможность больше места на сайте отводить внутренней учебной и административной жизни школы.
2. Сайт как визитка школы. Такой сайт:
- выполняет функцию визитной карточки школы – со своим уникальным стилем и характерной для данной школы формой подачи материала;
- отражает своеобразие педагогической системы школы, специфику реализуемых в школе образовательных программ;
- устанавливает контакты с образовательными и деловыми кругами.
3. Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной интернет-системы. В таком качестве сайт может работать одним из информационных субъектов, комплекс которых может отражать динамически меняющуюся образовательную картину в рамках района, города, региона.

Школьный сайт должен обеспечивать функционирование следующих ресурсов:
· ftp-сервер как электронное хранилище образовательных ресурсов (CD, презентации, тесты, иллюстративный материал, музыка, видео, …);
· форумы как способы решения (обсуждения) педагогических, методических и других проблем, инициатив;
· World Wide Web как средство получения необходимой информации из любой точки Интернета;
· E-mail как способ оперативного обмена электронной документацией.

Структура сайта образовательного учреждения
В среднем, хороший школьный сайт:
· содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении ребенка в школу (в том числе об учителях, учебных программах, традициях);
· отражает происходящие в школах события (праздники, конференции, конкурсы);
· отражает в развитии постоянно действующие направления в работе школы (школьный музей, участие в проектах и др.);
· предоставляет возможность ученикам и учителям размещать свои творческие работы и материалы;
· содержит элементы дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт);
· представляет учреждение международному сообществу;
· Поддерживает личные страницы учеников, учителей.
Возможная структура школьного сайта